Отличия отдельных норм ПСБУ и МСФО

Согласно МСФО субъект хозяйствования имеет право определить в своей учетной политике уровень существенности, что не предусмотрено нормами ПСБУ.

1. Основные средства (отличия между ПСБУ и МСФО)

ПСБУ МСФО
ПСБУ 7 устанавливает единую классификацию на классы (группы) МСБУ 16 не устанавливает единую классификацию на классы (группы) и не содержит положений относительно учета малоценных необоротных активов
ПСБУ 7 предусматривает норму первичной оценки бесплатно полученных основных средств по справедливой стоимости МСБУ 16 не предусматривает норму первичной оценки бесплатно полученных основных средств по справедливой стоимости
ПСБУ 7 не содержит норм относительно оценки основных средств после их первоначального признания МСБУ 16 содержит нормы относительно оценки основных средств после их первоначального признания путем использования моделей себестоимости и переоценки
ПСБУ 7 МСБУ 16 содержит нормы относительно пересмотра на конец каждой отчетной даты ликвидационной стоимости и срока полезного использования и метода амортизации. Пересмотр методов учета является изменением бухгалтерских оценок.
ПСБУ 7 предусматривает 5 методов амортизации: МСБУ 16 предусматривает 3 метода амортизации:
-прямолинейный метод;
-метод уменьшения остатка;
-метод суммы единиц продукции.
ПСБУ 7 предусматривает начисление амортизации со следующего месяца после ввода в эксплуатацию основных средств МСБУ 16 предусматривает начисление амортизации с месяца его готовности к эксплуатации.
ПСБУ 7 предусматривает прекращение начисления амортизации со следующего месяца после выбытия, вывода из эксплуатации основных средств МСБУ 16 предусматривает прекращение начисления амортизации с даты, которая наступила раньше:
- классификации актива, предназначенного на продажу;
- прекращение признания актива.
ПСБУ 7 позволяет увеличивать первоначальную стоимость основных средств на сумму индексации, проведенном в порядке, предусмотренном налоговым законодательством (на основе индекса инфляции на конец года). МСБУ 16 предусматривает возможность переоценки исключительно по справедливой стоимости на дату переоценки. Если инфляция не приводит к существенному увеличению справедливой стоимости, то переоценки не проводят.
ПСБУ не содержит требований о раскрытии информации о привлечении независимого оценщика для переоценки основных средств. МСБУ требует обязательного раскрытия такой информации.
ПСБУ не содержит требований о раскрытии информации о методах и существенных допущениях, а также о степени использования рыночных данных либо других методов оценки при определении справедливой стоимости основных средств. МСБУ требует обязательного раскрытия такой информации.

2. Нормы отдельных других стандартов

ПСБУ МСФО
ПСБУ 2 предусматривает отражение незавершенного строительства отдельной строкой в форме №1 МСФО относит незавершенное строительство в составе основных средств и соответствующей расшифровке в примечаниях к финансовой отчетности.
ПСБУ 14 «Аренда» по операционной аренде требует учитывать арендованный объект на забалансовом счете по стоимости, определенной в договоре. МСФО 16 такого требования не выставляет.
Стандартом требуется признание актива как право пользования объектом аренды и обязательство по аренде.
ПСБУ 14 «Аренда» не требует раскрытия информации продажи имущества с последующей его арендой. МСФО 16 отдельно определяет, что требуется обязательное описание существенных условий договора аренды и условия продажи имущества с последующей его арендой.
ПСБУ 14 «Аренда». МСФО 16 определяет отражение операционных расходов по аренде как сумма амортизации права пользования и финансовых расходов в виде начисленных процентов.

3. Нематериальные активы (отличия между ПСБУ и МСФО)

ПСБУ МСФО
ПСБУ 8 ограничивает состав нематериальных активов, срок полезного использования которых более 1 года и которые используются для производства, торговли, в административных целях либо передаче в аренду другим лицам МСБУ 38 не ограничивает состав нематериальных активов сроком полезного использования которых более 1 года и не определяет направления использования нематериальных активов
ПСБУ 8 определяет возможность переоценки тех нематериальных активов, относительно которых имеется активный рынок МСБУ 38 содержит нормы относительно оценки нематериальных активов после их первоначального признания путем использования моделей себестоимости и переоценки
  МСБУ 38 предусматривает, что нематериальные активы с неопределенным сроком полезного использования не амортизируются.
ПСБУ 8 содержит подробную классификацию нематериальных активов, разделяя их на группы. МСБУ 38 устанавливает приблизительную (ориентировочную) классификацию, оставляя принятие решение за субъектом бухгалтерского учета.
ПСБУ 8 требует признания компеляции данных (базы данных) как нематериальный актив, не оговаривая условий их создания. Согласно МСБУ 38 списки клиентов и аналогичные по сути статьи, созданные самим предприятием, не подлежат признанию в качестве нематериального актива вследствие отсутствия достаточного контроля экономических выгод. Нематериальным активом может признаться приобретение базы данных.

4. Запасы (отличия между ПСБУ и МСФО)

ПСБУ МСФО
ПСБУ 9 устанавливает единую классификацию запасов на классы (группы) и предусматривает выделение в отдельную группу малоценных быстроизнашивающихся предметов МСБУ 2 не устанавливает единую классификацию запасов на классы (группы) и не предусматривает выделение в отдельную группу малоценных быстроизнашивающихся предметов. Специальные правила учета отсутствуют.

5. Инвестиционная недвижимость (отличия между ПСБУ и МСФО)

ПСБУ МСФО
ПСБУ 32 предусматривает, что к недвижимости относятся только те строения и сооружения, которые размещены на земле. МСБУ 40 не имеет такого ограничения. Т.е. те сооружения, которые размещены на воде признаются инвестиционной недвижимостью в отличии от ПСБУ 32.
Недостатком ПСБУ 32 является ограничение состава инвестиционной недвижимости при определении ее справедливой стоимости МСБУ 40 не содержит такого ограничения. Таким образом, в случае передачи офисного помещения в аренду вместе с мебелью, в справедливую стоимость инвестиционной недвижимости включается и справедливая стоимость мебели. В таком случае мебель не признается отдельным активом.
ПСБУ 32 не содержит отдельные положения относительно раскрытия информации, предусмотренных МСБУ 40. МСБУ 40 содержит требования относительно полного раскрытия информации по инвестиционной недвижимости.

6. Финансовые инструменты (отличия между ПСБУ и МСФО)

ПСБУ МСФО
ПСБУ 13 не предусматривает классификацию финансовых активов по четырем категориям. МСФО 9 для оценки финансового актива после первоначального признания финансовые активы классифицирует по трем категориям.
ПСБУ 13 не предусматривает учет сложных финансовых инструментов и разделение их на компоненты. МСБУ 32 предусматривает учет сложных финансовых инструментов и разделение их на компоненты (финансовые активы, финансовые обязательства либо инструменты собственного капитала)
ПСБУ 13 не содержит требования по раскрытию отдельной информации по финансовым инструментам, в частности:
-информацию об использовании методов оценки;
-балансовой стоимости финансовых активов и финансовых обязательств, которые отражены по справедливой стоимости;
-информацию о выпущенных сложных финансовых инструментов;
-информацию о невыполненных финансовых обязательствах по полученным займам, кредитам;
-информации о проведенной переклассификации.
МСФО 7 содержит требования по раскрытию отдельной информации по финансовым инструментам, в частности:
-информацию об использовании методов оценки;
-балансовой стоимости финансовых активов и финансовых обязательств, которые отражены по справедливой стоимости;
-информацию о выпущенных сложных финансовых инструментов;
-информацию о невыполненных финансовых обязательствах по полученным займам, кредитам;
-информации о проведенной переклассификации.

7. Концептуальная основа и подготовка финансовой отчетности

ЗУ «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» Концептуальная основа МСФО
Содержит принцип осмотрительности. Осенью 2010г. принцип осмотрительности изъят из Концептуальной основы, хотя по сути применяется. Примером соблюдения данного принципа есть применение МСБУ 36 «Обесценение активов».
Содержит принцип превалирования экономической сущности. Осенью 2010г. принцип превалирования экономической сущности изъят из Концептуальной основы. Правило приоритета сути над формой не нуждается, т.к. оно само собой разумеется (параграф 18 «Основы для выводов к проекту Концепции»).
В параграфе 40.6 говорится, что при определении того или иного элемента финансовой отчетности должна приниматься во внимание экономическая сущность сделок, а не только их правовая форма.
Концептуальная основа содержит правило: «Выгоды, полученные от информации, должны превышать затраты на ее предоставление».
Существует ли способ определения количественных характеристик затрат и выгод?
В Обобщающем отчете специального комитета по финансовой отчетности Американского института сертифицированных общественных бухгалтеров (AICPA) «Совершенствование бизнес-отчетности – взгляд потребителя» (2001г.) выделено 3 основных вида издержек, учитываемых при анализе «затраты – выгоды»:
- стоимость составления и распространения информации;
- затраты на судебные разбирательства, вызванные обнародованием финансовых данных;
- затраты, обусловленные потерей конкурентных преимуществ от раскрытия информации в финансовой отчетности.
Американские ученые признают сложность реализации правила «затраты-выгоды».
ЗУ «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» правило экономичности учета не содержит.
В ПСБУ 1 определено, что раскрытие осуществляется только относительно существенной информации.
Письмо Минфина от 29.07.2003г. № 04230-04108, регламентирующее вопросы применения категории «существенность» гласит:
«Применение существенности для приведения статей в финансовой отчетности осуществляется, если формы финансовой отчетности не установлены ПСБУ или иными нормативно-правовыми актами».
Т.е. правила существенности ограничено лишь некоторыми примечаниями к финансовой отчетности, т.к. остальные формы у нас утверждены.
Украинское законодательство не содержит возможность альтернативного применения национальных стандартов. МСБУ 1 «Представление финансовой отчетности» в исключительных случаях предоставляет руководству предприятия возможность не выполнять требования стандартов.
Украинское законодательство не содержит возможность альтернативного применения национальных стандартов. МСБУ 8 «Операционные сегменты» (п. 10) определяет:
«если нет стандарта или толкования, которые конкретно применяются к операции, другому событию либо условию, управленческий персонал должен применять суждения при разработке и применении учетной политики, чтобы информация была:
-уместной;
-достоверной в том смысле, что финансовые отчеты:
1)представляют достоверно финансовое состояние, фин. результаты и денежные потоки;
2)отражают экономическую суть операций;
3)являются нейтральными;
4)являются осмотрительными;
5)являются полными во всех существенных аспектах.
  МСБУ 1 «Представление финансовой отчетности» определяет превалирование норм МСФО в условиях существования конфликта между нормами МСФО и нормами национальных требований к ведению учета и составлению финансовой отчетности.