Согласно МСФО субъект хозяйствования имеет право определить в своей учетной политике уровень существенности, что не предусмотрено нормами ПСБУ.
1. Основные средства (отличия между ПСБУ и МСФО)
ПСБУ | МСФО |
ПСБУ 7 устанавливает единую классификацию на классы (группы) | МСБУ 16 не устанавливает единую классификацию на классы (группы) и не содержит положений относительно учета малоценных необоротных активов |
ПСБУ 7 предусматривает норму первичной оценки бесплатно полученных основных средств по справедливой стоимости | МСБУ 16 не предусматривает норму первичной оценки бесплатно полученных основных средств по справедливой стоимости |
ПСБУ 7 не содержит норм относительно оценки основных средств после их первоначального признания | МСБУ 16 содержит нормы относительно оценки основных средств после их первоначального признания путем использования моделей себестоимости и переоценки |
ПСБУ 7 | МСБУ 16 содержит нормы относительно пересмотра на конец каждой отчетной даты ликвидационной стоимости и срока полезного использования и метода амортизации. Пересмотр методов учета является изменением бухгалтерских оценок. |
ПСБУ 7 предусматривает 5 методов амортизации: | МСБУ 16 предусматривает 3 метода амортизации: -прямолинейный метод; -метод уменьшения остатка; -метод суммы единиц продукции. |
ПСБУ 7 предусматривает начисление амортизации со следующего месяца после ввода в эксплуатацию основных средств | МСБУ 16 предусматривает начисление амортизации с месяца его готовности к эксплуатации. |
ПСБУ 7 предусматривает прекращение начисления амортизации со следующего месяца после выбытия, вывода из эксплуатации основных средств | МСБУ 16 предусматривает прекращение начисления амортизации с даты, которая наступила раньше: - классификации актива, предназначенного на продажу; - прекращение признания актива. |
ПСБУ 7 позволяет увеличивать первоначальную стоимость основных средств на сумму индексации, проведенном в порядке, предусмотренном налоговым законодательством (на основе индекса инфляции на конец года). | МСБУ 16 предусматривает возможность переоценки исключительно по справедливой стоимости на дату переоценки. Если инфляция не приводит к существенному увеличению справедливой стоимости, то переоценки не проводят. |
ПСБУ не содержит требований о раскрытии информации о привлечении независимого оценщика для переоценки основных средств. | МСБУ требует обязательного раскрытия такой информации. |
ПСБУ не содержит требований о раскрытии информации о методах и существенных допущениях, а также о степени использования рыночных данных либо других методов оценки при определении справедливой стоимости основных средств. | МСБУ требует обязательного раскрытия такой информации. |
2. Нормы отдельных других стандартов
ПСБУ | МСФО |
ПСБУ 2 предусматривает отражение незавершенного строительства отдельной строкой в форме №1 | МСФО относит незавершенное строительство в составе основных средств и соответствующей расшифровке в примечаниях к финансовой отчетности. |
ПСБУ 14 «Аренда» по операционной аренде требует учитывать арендованный объект на забалансовом счете по стоимости, определенной в договоре. | МСФО 16 такого требования не выставляет. Стандартом требуется признание актива как право пользования объектом аренды и обязательство по аренде. |
ПСБУ 14 «Аренда» не требует раскрытия информации продажи имущества с последующей его арендой. | МСФО 16 отдельно определяет, что требуется обязательное описание существенных условий договора аренды и условия продажи имущества с последующей его арендой. |
ПСБУ 14 «Аренда». | МСФО 16 определяет отражение операционных расходов по аренде как сумма амортизации права пользования и финансовых расходов в виде начисленных процентов. |
3. Нематериальные активы (отличия между ПСБУ и МСФО)
ПСБУ | МСФО |
ПСБУ 8 ограничивает состав нематериальных активов, срок полезного использования которых более 1 года и которые используются для производства, торговли, в административных целях либо передаче в аренду другим лицам | МСБУ 38 не ограничивает состав нематериальных активов сроком полезного использования которых более 1 года и не определяет направления использования нематериальных активов |
ПСБУ 8 определяет возможность переоценки тех нематериальных активов, относительно которых имеется активный рынок | МСБУ 38 содержит нормы относительно оценки нематериальных активов после их первоначального признания путем использования моделей себестоимости и переоценки |
МСБУ 38 предусматривает, что нематериальные активы с неопределенным сроком полезного использования не амортизируются. | |
ПСБУ 8 содержит подробную классификацию нематериальных активов, разделяя их на группы. | МСБУ 38 устанавливает приблизительную (ориентировочную) классификацию, оставляя принятие решение за субъектом бухгалтерского учета. |
ПСБУ 8 требует признания компеляции данных (базы данных) как нематериальный актив, не оговаривая условий их создания. | Согласно МСБУ 38 списки клиентов и аналогичные по сути статьи, созданные самим предприятием, не подлежат признанию в качестве нематериального актива вследствие отсутствия достаточного контроля экономических выгод. Нематериальным активом может признаться приобретение базы данных. |
4. Запасы (отличия между ПСБУ и МСФО)
ПСБУ | МСФО |
ПСБУ 9 устанавливает единую классификацию запасов на классы (группы) и предусматривает выделение в отдельную группу малоценных быстроизнашивающихся предметов | МСБУ 2 не устанавливает единую классификацию запасов на классы (группы) и не предусматривает выделение в отдельную группу малоценных быстроизнашивающихся предметов. Специальные правила учета отсутствуют. |
5. Инвестиционная недвижимость (отличия между ПСБУ и МСФО)
ПСБУ | МСФО |
ПСБУ 32 предусматривает, что к недвижимости относятся только те строения и сооружения, которые размещены на земле. | МСБУ 40 не имеет такого ограничения. Т.е. те сооружения, которые размещены на воде признаются инвестиционной недвижимостью в отличии от ПСБУ 32. |
Недостатком ПСБУ 32 является ограничение состава инвестиционной недвижимости при определении ее справедливой стоимости | МСБУ 40 не содержит такого ограничения. Таким образом, в случае передачи офисного помещения в аренду вместе с мебелью, в справедливую стоимость инвестиционной недвижимости включается и справедливая стоимость мебели. В таком случае мебель не признается отдельным активом. |
ПСБУ 32 не содержит отдельные положения относительно раскрытия информации, предусмотренных МСБУ 40. | МСБУ 40 содержит требования относительно полного раскрытия информации по инвестиционной недвижимости. |
6. Финансовые инструменты (отличия между ПСБУ и МСФО)
ПСБУ | МСФО |
ПСБУ 13 не предусматривает классификацию финансовых активов по четырем категориям. | МСФО 9 для оценки финансового актива после первоначального признания финансовые активы классифицирует по трем категориям. |
ПСБУ 13 не предусматривает учет сложных финансовых инструментов и разделение их на компоненты. | МСБУ 32 предусматривает учет сложных финансовых инструментов и разделение их на компоненты (финансовые активы, финансовые обязательства либо инструменты собственного капитала) |
ПСБУ 13 не содержит требования по раскрытию отдельной информации по финансовым инструментам, в частности: -информацию об использовании методов оценки; -балансовой стоимости финансовых активов и финансовых обязательств, которые отражены по справедливой стоимости; -информацию о выпущенных сложных финансовых инструментов; -информацию о невыполненных финансовых обязательствах по полученным займам, кредитам; -информации о проведенной переклассификации. |
МСФО 7 содержит требования по раскрытию отдельной информации по финансовым инструментам, в частности: -информацию об использовании методов оценки; -балансовой стоимости финансовых активов и финансовых обязательств, которые отражены по справедливой стоимости; -информацию о выпущенных сложных финансовых инструментов; -информацию о невыполненных финансовых обязательствах по полученным займам, кредитам; -информации о проведенной переклассификации. |
7. Концептуальная основа и подготовка финансовой отчетности
ЗУ «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» | Концептуальная основа МСФО |
Содержит принцип осмотрительности. | Осенью 2010г. принцип осмотрительности изъят из Концептуальной основы, хотя по сути применяется. Примером соблюдения данного принципа есть применение МСБУ 36 «Обесценение активов». |
Содержит принцип превалирования экономической сущности. | Осенью 2010г. принцип превалирования экономической сущности изъят из Концептуальной основы. Правило приоритета сути над формой не нуждается, т.к. оно само собой разумеется (параграф 18 «Основы для выводов к проекту Концепции»). В параграфе 40.6 говорится, что при определении того или иного элемента финансовой отчетности должна приниматься во внимание экономическая сущность сделок, а не только их правовая форма. |
Концептуальная основа содержит правило: «Выгоды, полученные от информации, должны превышать затраты на ее предоставление». Существует ли способ определения количественных характеристик затрат и выгод? В Обобщающем отчете специального комитета по финансовой отчетности Американского института сертифицированных общественных бухгалтеров (AICPA) «Совершенствование бизнес-отчетности – взгляд потребителя» (2001г.) выделено 3 основных вида издержек, учитываемых при анализе «затраты – выгоды»: - стоимость составления и распространения информации; - затраты на судебные разбирательства, вызванные обнародованием финансовых данных; - затраты, обусловленные потерей конкурентных преимуществ от раскрытия информации в финансовой отчетности. Американские ученые признают сложность реализации правила «затраты-выгоды». |
ЗУ «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» правило экономичности учета не содержит. В ПСБУ 1 определено, что раскрытие осуществляется только относительно существенной информации. Письмо Минфина от 29.07.2003г. № 04230-04108, регламентирующее вопросы применения категории «существенность» гласит: «Применение существенности для приведения статей в финансовой отчетности осуществляется, если формы финансовой отчетности не установлены ПСБУ или иными нормативно-правовыми актами». Т.е. правила существенности ограничено лишь некоторыми примечаниями к финансовой отчетности, т.к. остальные формы у нас утверждены. |
Украинское законодательство не содержит возможность альтернативного применения национальных стандартов. | МСБУ 1 «Представление финансовой отчетности» в исключительных случаях предоставляет руководству предприятия возможность не выполнять требования стандартов. |
Украинское законодательство не содержит возможность альтернативного применения национальных стандартов. | МСБУ 8 «Операционные сегменты» (п. 10) определяет: «если нет стандарта или толкования, которые конкретно применяются к операции, другому событию либо условию, управленческий персонал должен применять суждения при разработке и применении учетной политики, чтобы информация была: -уместной; -достоверной в том смысле, что финансовые отчеты: 1)представляют достоверно финансовое состояние, фин. результаты и денежные потоки; 2)отражают экономическую суть операций; 3)являются нейтральными; 4)являются осмотрительными; 5)являются полными во всех существенных аспектах. |
МСБУ 1 «Представление финансовой отчетности» определяет превалирование норм МСФО в условиях существования конфликта между нормами МСФО и нормами национальных требований к ведению учета и составлению финансовой отчетности. |